От классной доски к e-learning. Как учителю зарабатывать в интернете? Пирамиды и продажи не предлагать

как зарабатывать на онлайн-обучении

Все началось очень даже обыкновенно. Ольга, клиентка MyOwnConference, записалась на онлайн-урок по немецком и после занятия еще долго была под впечатлением. И вовсе не от преподавателя или новых знаний. Главная мысль, которая захватила ее: “Я тоже так могу зарабатывать на онлайн-обучении”. 

Решение проводить занятия онлайн пришло очень быстро. Ольга была хорошо знакома с преподаванием польского языка — больше 10 лет работы в университете.

Мы попросили Ольгу рассказать, о своем опыте в онлайн-преподавании и об ошибках, которых можно было избежать.

Подготовка к проведению вебинаров

Я уже давно думала про репетиторство, тем более, что желающие всегда были, но идея с онлайн-уроками оказалась лучше. Во-первых, не надо приглашать учеников домой или арендовать помещение. Во-вторых, можно проводить занятия для групп. В-третьих, это очень удобно и экономит уйму времени.

план онлайн-урока

Я дала себе неделю на подготовку к своим онлайн-занятиям. Что было сделано:

  1. Посетила несколько пробных онлайн-уроков, просмотрела записи вебинаров на разные темы.
  2. Составила план на 5 уроков.
  3. Протестировала несколько вебинарных сервисов.
  4. Провела тестовое занятие с мужем.
  5. Собрала несколько учеников.

Итак начался мой путь к цели зарабатывать на онлайн-обучении.

Поиск учеников для онлайн-обучения

Здесь мне повезло, мои студенты часто спрашивали про дополнительные занятия для себя или для знакомых. Сейчас очень популярно получать образование в Польше, многие стремятся получить Карту поляка. Поэтому мне стоило лишь сделать небольшое объявление о том, что есть возможность учиться онлайн. Дальше сработало сарафанное радио, и к концу недели у меня уже был небольшой список из 9 добровольцев.

Первые занятия были запланированы на выходные. Сначала по 1 ученику за раз. После 3 занятия, стало понятно, что повторять одно и тоже каждому отдельно нет смысла.

Так что было решено, собрать оставшихся учеников на одном занятии.

Вникать в какие-то тонкости организации и подготовки вебинарной комнаты пока не хотелось, не до этого было. Самое важное требование — быстро начать урок, чтобы работала камера, можно было показать презентацию и свой экран. Ну и конечно, чтобы все ученики могли выступать.

Первая встреча в вебинарной комнате. Допущенные ошибки

Первый урок провалился…

Ошибки

Я зашла в вебинарную комнату, жду, еще жду, а там никого, кроме меня. Потом до меня дошло, что я забыла сбросить всем ссылку для входа. И хотя приглашение учеников заняло всего минуту, урок мы никак начать не могли.

Все начали говорить хором, знакомиться, спрашивать, шуметь. Я как-будто оказалась не на уроке, а на перемене. И я не сразу догадалась, что навести порядок в онлайн-классе очень легко, достаточно выключить у всех микрофон. Вот бы так в университетской аудитории можно было!

Выводы

Выводы после первого урока на вебинарной площадке:

  • отправлять приглашение в комнату заранее;
  • выслать инструкцию, как принять участие в вебинаре;
  • в начале не включать для всех микрофоны, а провести вводный инструктаж, рассказать, как будет проходить урок;
  • предложить войти в комнату заранее, чтобы все могли познакомиться и пообщаться.

Кое-как мне удалось рассказать информацию, но с выключенными микрофонами и камерами, я не всегда понимала, понимают ли меня ученики.

Ох, уж эти презентации!

Уже на следующей неделе я стала искать информацию по e-learning. Как проводить занятие, как поддерживать контакт, как сделать так, чтобы ученики активно участвовали и не заснули… Но без проколов не обошлось.

Ошибки

Я нашла много картинок для изучения лексики и даже загрузила их на платформу. Но когда пришло время их показывать, оказалось, что я не могу быстро найти нужный слайд.

Вторая ошибка — не включила запись. Я хотела записать наш урок, чтобы проанализировать его и, возможно, отправить его ученикам для повторения. Решила начать записывать занятие уже после вступительного слова и переклички, чтобы потом не вырезать лишние моменты, но а потом забыла нажать кнопку.

Выводы

  • Надо загружать картинки в виде готовой презентации и потом просто переключать слайды, а единичные файлы называть так, чтобы их можно было найти по названию.
  • Если есть возможность, включать запись автоматически.

Сколько можно зарабатывать на онлайн-обучении?

Сколько брать за занятие с ученика? Как снимать оплату? Денежный вопрос вызывал у меня было больше всего переживаний. Я очень боялась поставить высокую цену за онлайн-урок, чтобы потом не потерять тех, кто решит, что можно найти и подешевле. Но и за бесплатно работать тоже не хотелось. На первый месяц планировала назвать цену 3$ за занятие с ученика, но видно занервничала и сказала 2$. Мне надо было сразу предупредить, что это цена за первые пару занятий, а следующий этап будет стоить дороже. Но я этого не сделала и потом долго не могла отважиться поднять ставку. Через пару занятий все-таки сказала, что со второго модуля цена будет выше.

Не делайте так, как я. В вопросах цены надо действовать четко и последовательно.

Цену за преподавание иностранного языка можно найти любую. Всегда есть тот, кто берет меньше или больше.

Создание видео для e-learning’а

И еще немного о записи уроков. Я решила, раз такая функция есть, надо ее использовать по полной.

Во-первых, начали появляться новые желающие. Надо было проводить пробные занятия. Но проводить такие встречи для каждого отдельно было накладно. С другой стороны, заставлять людей ждать пока наберется группа тоже не хотелось, вдруг передумают. По этому я стала записывать все занятия, чтобы сделать небольшой вводный курс и показать, как все проходит. Пришлось осваивать монтаж, но это того стоило, ведь времени на разъяснение каждому, как проходят занятия, сколько это стоит и ответы на прочие вопросы ушло бы гораздо больше. А так, после сообщения о том, что кто-то заинтересован в занятиях, я отправляла ссылку на видео, где уже были ответы и демонстрация моего урока. Благодаря этому я смогла сосредоточиться на том, чтобы зарабатывать на онлайн-обучении, а не только тратить на него время.

Маленькая хитрость по созданию видео для урока

Сначала при монтаже, я вырезала все “неудачные моменты” и паузы. Но потом просто записала свой инструктаж заново, без учеников в комнате. Так меня ничто не отвлекало и видео выглядело профессионально.

Работа с учениками в группах

урок работа в группах

И вот, когда я думала, что у меня все схвачено, и я уже практически мастер в e-learning, я начала терять учеников. Кто-то стал “прогуливать”, а кто-то просто пропал. Хотелось бы списать все на лень, но здравый смысл подсказывал, что проблему надо искать по своей стороне.

Ошибки

Понимаете, в чем дело, когда ты сидишь по другую сторону экрана, намного тяжелее понять, как тебя и твой урок воспринимают ученики. Я то думала, что раз мы все не тратим время на дорогу до курсов, можно это время в качестве бонуса добавить к уроку. Нельзя было ошибиться больше. Судя по активности группы на вебинаре после 30-40 минут, участники просто засыпали.

Попробовала просить их сидеть со включенными камерами, но это не сработало. У большинства просто интернет не тянет. У некоторых начала зависать картинка. Все-таки 10 видеопотоков одновременно.

Выводы

Начала будить группу и придумывать идеи, как держать моих ребят в тонусе на протяжении всего урока.

Я просила “поднимать” руку для ответа на вопрос, а не просто писать в чате. Если желающих не было “вызывала” сама.

Уроки сократила на 15 минут. Но чтобы не отставать от продуманной программы решила повторение урока вынести в тесты. Тогда ученики могли в любое удобное время зайти в виртуальный класс и пройти тест.

Проверяя, как работают разные инструменты вебинарной комнаты, я начала добавлять опросы в конце занятия, чтобы понять насколько хорошо и понятно было работать в этот раз.

Мы договорились, что каждый может спокойно высказаться по поводу организации урока, но на самом занятии писать это только в личных сообщениях, а не в чате.

Добавила дополнительные вебинарные комнаты для работы в группах. Так ученики могли устраивать обсуждение, готовить диалоги и выполнять больше групповых заданий.

Увеличить количество учеников и не сойти с ума

зарабатывать на e-learning

Спустя 2 месяца оказалось, что моих 23 студента уже недостаточно разделить на 2 группы по уровню знаний. Некоторые сильно отставали, а кому-то было слишком мало.

Но планировать и проводить занятия для 6 групп за те же деньги было выгодно. Надо было что-то решать с набором новых учеников.

Мне не очень хотелось задействовать свой университет и студентов, по очевидным причинам. Хватит того, что у меня было несколько студентов. Пока это была небольшая группа — всех все устраивало, но мои успехи с частным курсом (а именно к этому все и шло) могли вызвать недовольство начальства.

Ошибка

Сразу подумала про соцсети и рванулась заводить страницы, но скоро поняла, что это еще тот кусок работы. Чтобы все это заработало, надо потратить много времени, которого, как всегда, не хватает.

Выводы

Поэтому решила просто разместить объявления в разных группах по изучению польского языка и на сайтах поиска репетиторов. Сработало не сразу. Наверное, время праздников не очень подходит для начала такой кампании. Через 2 недели я все повторила. И достаточно быстро удвоила свою группу.

Мелочи, которые важны для проведения онлайн-занятий

Не забудьте привести себя в порядок перед онлайн-уроком. То что вы не в аудитории, не означает, что можно выглядеть как угодно. Первое, что я увидела на записи своего вебинара — это торчащие волосы. Нельзя сказать, что это было ужасно, я ведь все-таки была расчесана. Но это было заметно. То что при живом общении издалека не будет видно, камера точно поймает. Вживую вряд ли ученики стали бы вас так рассматривать, а тут ваше лицо на весь экран перед ними.

Потом функцию показа на весь экран я стала использовать только, когда останавливалась на артикуляции.

Просматривая видео репетиторов и сравнивая их, всегда отмечала, что наши видео выглядят, как разговор на кухне, в отличие от идеальной картинки у зарубежных преподавателей. А мне хотелось, чтобы мои уроки настраивали на интересную и активную работу. И картинка здесь тоже нужна.

Пришлось пересмотреть рабочее место. Мой диван за спиной никак не хотел выглядеть профессионально. Так что я переставила компьютер с камерой так, чтобы в кадр попала книжная полка. Все лишнее убрала.

фон для онлайн-занятий

Переоделась. Все таки однотонная одежда выглядит на экране лучше.

Все равно не то. И тут до меня дошло — свет! У меня темно, и кадр выходит серый.

Включила все лампы, а видео записывала только днем при ярком освещении.

Почитала рекомендации для видеоблогеров и купила пока два светильника со светодиодными лампами (холодный свет) и простенький зонт для фотосъемки. И пока довольна результатом. Но на будущее, планирую оборудовать свою мини-студию чем-то поинтересней.

Амбициозные планы по созданию языкового онлайн-курса

Хотя я все еще испытываю новые инструменты elearning’а и вебинарной комнаты, готовлю следующие уроки, но планы у меня грандиозные 🙂

Главное, хочется все чуть больше автоматизировать. Новые ученики потихоньку появляются. Можно было бы их количество умножить, но тогда — либо группы переполнять, либо себя клонировать. Ни тот, ни другой вариант мне не подходит, поэтому лучшим выходом кажется найти себе помощника.

Главная цель, которую я перед собой ставлю — это создание полноценного онлайн-курса по изучению польского языка и цикла автовебинаров как дополнение к курсу. Это ставит передо мной много заданий, надо многому научиться, все спланировать. Мой небольшой to-do-list на ближайшее время:

  • разработка большего количества тестов
  • научиться создавать красивые и понятные презентации
  • покупка нового оборудования
  • работа с видео и монтаж
  • бесплатный email-курс
  • заняться наконец вплотную соцсетями и рекламой

Оборудование для онлайн-обучения

Почему я не начала раньше зарабатывать на онлайн-обучении?

Да, я все еще учусь и осваиваю новые инструменты и техники, планирую и ошибаюсь, устаю и иногда думаю, что слишком много на себя взяла. Но с другой стороны, это все настолько вдохновляет! А успехи и дополнительный доход, который превышает зарплату, дают необычайную мотивацию.

После пройденных шагов по созданию онлайн-курса задумалась, почему я не занялась этим раньше. Ведь столько было возможностей. Все останавливала себя, то нет времени, то знаний, казалась, что все это так дорого и сложно. А надо было всего-навсего перебороть свои страхи, неуверенность и просто начать что-то делать.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
6